Библиотека книг онлайн
Библиотека книг онлайн
  Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
книги
 
   
электронная библиотека
электронная библиотека
Главная     |     Регистрация     |     Мобильная версия сайта     |     Обратная связь     |     Карта сайта    |     RSS 2.0
онлайн библиотека
библиотека
читать онлайн
Навигация по сайту
электронные учебники
онлайн книги
новинки книг
Личный кабинет
книги
Библиотека книг онлайн
Логин :
Пароль :

» Напомнить пароль?
новинки книг
онлайн книги
электронные учебники
ИНФОРМАЦИЯ
мобильные книги
электронные книги

Книги предоставлены для ознакомления, авторские права на книги принадлежат авторам книг!

Вся представленная литература взята из общедоступных источников

интернет библиотека
литература
Полезное
читать онлайн
библиотека

онлайн библиотека
электронная библиотека
литература
книги » » Тертуллиан О поощрении целомудрия электронная библиотека
Библиотека книг онлайн новинки книг

 
      в разделе: Статьи Просмотров: 2294     

 

Тертуллиан О поощрении целомудрия

 

 

Тертуллиан О поощрении целомудрия


Не сомневаюсь, любезный брат, что после смерти супруги твоей, пытаясь справиться с горем, ты размышляешь о собственной бренности и, конечно, нуждаешься в утешении. Хотя в таких случаях человек должен обратиться к вере и именно в ней черпать силы, здесь ум смущают требования плоти, в борьбе с которыми вере нужны совет и поддержка. Обуздать плоть легко, если считаться в первую очередь с волей Бога, а не с Его милосердием. Заслуга не в том, чтобы прибегать к Его милосердию, а в том, чтобы выполнять Его волю. Бог желает чистоты нашей (1 Фесс. 4, 3). Он хочет, чтобы мы, сотворенные по Его образу, были так же святы, как свят Он Сам. Это благо, а именно — чистоту, Он разделил на несколько видов, чтобы мы придерживались хотя бы одного из них. Первый вид — это девственность от рождения. Вторая девственность — от второго рождения, то есть от крещения, состоит в том, чтобы мы во время супружества очищали себя добровольно разлукою между мужем и женою, или чтобы мы сохраняли целомудрие,

 

 

Отрывок из книги

 

Тертуллиан О поощрении целомудрия


Не сомневаюсь, любезный брат, что после смерти супруги твоей, пытаясь справиться с горем, ты размышляешь о собственной бренности и, конечно, нуждаешься в утешении. Хотя в таких случаях человек должен обратиться к вере и именно в ней черпать силы, здесь ум смущают требования плоти, в борьбе с которыми вере нужны совет и поддержка. Обуздать плоть легко, если считаться в первую очередь с волей Бога, а не с Его милосердием. Заслуга не в том, чтобы прибегать к Его милосердию, а в том, чтобы выполнять Его волю. Бог желает чистоты нашей (1 Фесс. 4, 3). Он хочет, чтобы мы, сотворенные по Его образу, были так же святы, как свят Он Сам. Это благо, а именно — чистоту, Он разделил на несколько видов, чтобы мы придерживались хотя бы одного из них. Первый вид — это девственность от рождения. Вторая девственность — от второго рождения, то есть от крещения, состоит в том, чтобы мы во время супружества очищали себя добровольно разлукою между мужем и женою, или чтобы мы сохраняли целомудрие,
пребывая постоянно как бы в безбрачном состоянии. Наконец, третья степень заключается в единобрачии, когда мы по смерти первой жены отказываемся от женского пола. Первая девственность — вовсе не знать того, от чего после захочешь избавиться. Вторая — презирать то, что слишком хорошо нам известно. Третья также достойна похвалы, потому что воздержание есть добродетель. Быть воздержным значит не жалеть о том, чего мы лишены, и лишены Господом Богом, без воли Которого ни один лист не упадет с дерева, пи одна птица не упадет на землю (Матф. 10,29).

Не свидетельствует ли о воздержности знаменитое изречение: Господь дал, Господь и отобрал: как угодно было Господу, так и свершилось (Иов 1,21). Вступая же во второй брак, мы действуем против воли Божьей, желая вторично обрести то, чего Он нас лишил. Если бы Бог хотел, чтобы мы оставались в супружестве, Он не отнял бы у нас первой жены, разве бы кто вздумал мыслить, что Бог может опять хотеть того, чего однажды не захотел. Чистосердечная, настоящая вера не должна приписывать всего воле Божьей, льстя себя тем, что ничего не может произойти без воли (nutus) Его. как будто бы нет у нас собственной воли. Весьма легко было бы извинить все грехи, если бы мы полагали, что они не могут иначе производиться, как по воле Божьей. Это значило бы целиком уничтожить вероучение (disciplina), даже, смею сказать, уничтожить Самого Бога, когда бы кто вздумал говорить, что по воле Его Он делает то, чего Сам не хочет. Как мог бы Господь под угрозою вечного огня запрещать такие вещи, которых Он желает? Без сомнения, Он запрещает их потому, что они оскорбляют Его, и потому что Он их не желает. А то, что Ему угодно, Он велит нам исполнять, и за исполнение вознаграждает нас вечной жизнью. Итак, зная, чего Он хочет и не хочет, мы вольны выбрать то или другое, ибо сказано: Вот, я положил пред тобой добро и зло (Сир. 15.16–17), ибо ты вкусил от древа познания. Мы не должны приписывать воле Божьей того, что оставлено на наше усмотрение. Бог хочет, чтобы мы были добры; он не может желать зла. В нашей воле стремиться к злу вопреки воле Бога, желающего единственно добра. Я утверждаю, что воля эта находится в нас, потому что мы подобны в этом отношении праотцу нашему. Адам, первый человек и первый грешник, сам пожелал того, в чем согрешил. Дьявол не вселил в него воли согрешить, но подал ему только повод к тому. Воля Божья была, чтоб Адам повиновался Ему свободно. Так должно быть и с тобою. Бог даровал тебе произвол, го есть волю хотеть. Потом Он предоставляет тебе делать даже и то, что Ему не угодно. Если ты ослушаешься Его, ты сделаешься рабом дьявола, одолевшего тебя. Дьявол хочет, чтобы ты желал того, что Богу не угодно; но он не может заставить тебя хотеть этого, потому что не мог и первых людей принудить против воли сделать зло. Если они на то согласились, то не без неведения о том: им хорошо известна была воля Бога, который, конечно, не хогел того, что запретил им под страхом смерти. Все, что дьявол в состоянии сделать, это — изменить твою волю по твоему произволу. Если ты поддашься ему, то сделаешься его служителем, не потому, чтоб он мог вселить в тебя особую волю, но потому что возобладает волей, в тебе находящейся. Стало быть, мы вольны хотеть или не хотеть: душе принадлежит явить пред лицом Божьим, согласна ли с волею Его ее воля.

Итак, я утверждаю, что надлежит тщательно изучать волю Божью, и не только волю Его явную, всем нам известную, но и волю Его сокровенную. Есть вещи, на первый взгляд согласующиеся с волей Божьей, потому что Он их дозволяет; но что только дозволено, то не составляет еще прямой воли дозволяющего. Дозволение означает более снисходительность, нежели волю. Оно, конечно, дается не без участия воли, но тут воля возбуждается особою причиною, как бы принуждающей ее дозволить то, что она велеть затрудняется. Изучай волю Божью, какова она сама по себе, и старайся вникнуть в причины, заставляющие ее в известных случаях уклоняться от прямого пути. Воля Его состоит не в том, что Он по снисхождению дозволяет, но в том, что законом Его предписывается. Коль скоро Он дозволяет какую-нибудь вещь, то тем самым показывает, что Он ей другую вещь предпочитает. Не ясно ли, что нам лучше творить то, что Им предпочитается, нежели то, что Им дозволяется? Показывая нам то, что для Него более приятно, не отсоветывает ли Он нам того, что менее приятно для Него? Давая нам знать о том, что Он дозволяет и что предпочитает, не обязывает ли Он нас следовать тому пути, который из угождения Ему сами мы должны предпочесть? Таким образом, удостоверясь в том, что Он более любит и что любит менее, если и после этого ты станешь делать не то, что Он предпочитает, то будешь действовать против Его воли, будешь Его оскорблять; а это не способ удостоиться от Него освящения. Делая то, что Он дозволяет, и отвергая то, чего Он собственно хочет, ты некоторым образом грешишь, и едва ли попадешь в число избранных. Не хотеть удостоиться освящения — значит грешить. Итак, если второе супружество основывается на воле Божьей, допущенной и как бы вынужденной снисходительностью, то мы утверждаем, что это-не чистая и не прямая воля Его, потому что она тут покоряется причине, требовавшей снисходительности. Этому второму супружеству, очевидно, предпочитается воздержание потому, что одна лучшая вещь не может быть предпочтена другой лучшей вещи: одна из них должна быть не настолько хороша, как другая.
Я изложил эти основные начала, чтобы после руководствоваться уже наставлениями апостола. Нельзя счесть меня злочести-вым, если скажу, что и апостол учит нас воздержанию. Надо, во-первых, заметить, что снисходительность его в отношении ко второму браку происходит, так сказать, не от Святого Духа, но от человеческого разума. Ведь вдовам и безбрачным он советует вступать в брак, если они не могут воздерживаться, ибо лучше жениться, чем разжигаться (1 Кор. 7, 9); о другом же виде чистоты говорит так: А вступившим в брак уже не я, но Сам Господь повелевает (10). Он тут ясно дает понять, что вышесказанное «лучше жениться, чем разжигаться», произнесено им не от лица Господа, но от своего собственного. Они относятся как к женатым, так и к хотящим жениться. Рассмотрим, однако, что это за благо, которое потому только благо, что лучше ужасной казни, и которое тогда только бывает благом, когда сравнивается со злом. Супружество есть благо потому, что разжигаться еще хуже супружества. По-моему, надлежит называть благом только то, что заслуживает это название, не оправдываясь сравнением. Благо не должно сравнивать не только со злом, но и с таким благом, которое в этом случае отчасти обесценивается, хотя и не перестает быть благом. Но если вещь признается благом единственно по сравнению со злом, то я утверждаю, что она есть только меньшее зло, кажущееся благом перед большим злом. Можно ли без этого сравнения просто сказать: Лучше жениться, — не объяснив, чему предпочитается брак? А раз нельзя прямо сказать: «Брак лучше», не следует и говорить, что он есть благо. Брак тут есть только нечто лучшее в сравнении с худшим. Стало быть, когда говорится: «Лучше жениться, чем разжигаться», это то же самое, что сказать: «Лучше быть кривым, нежели слепым». Оставя сравнение, никто, конечно, не скажет: «Лучше» или же «хорошо быть кривым». Следовательно, никто да не толкует в свою пользу этого текста, который, собственно, касается неженатых и холостых; да и те обязаны обращать внимание преимущественно на то, что есть лучшего в браке.

О повторном браке апостол ясно сказал: Ты развелся с женой? — Не ищи новой жены. Но если женишься, в том не будет греха (1 Кор. 7, 27 сл.). Но и это говорит он как совет от себя, а не как предписание от Бога. Между тем, большая разница между заповедью Божьей и советом человека. Указаний от Господа, — говорит он, — не имею, но даю совет, как человек по милости Божьей знающий истину (25). Впрочем, ни в Евангелии, ни в посланиях самого Павла нет заповеди оставлять жену свою. Из чего следует, что дозволенное Господом должно считать попущением, если не запрещением. После этого совета, данного им как бы отвлеченно, он снова утверждает сказанное уже от себя, когда говорит: Но трудностей у таких будет немало, когда говорит, что ему жаль таких, когда прибавляет, что время близко, а потому имеющие жен должны жить как не имеющие (28–29), когда женатым и неженатым дозволяет жить одиноко. Объясняя таким образом, почему лучше не жениться, он отсоветывает исполнять то, что перед тем дозволил; отсоветывает вступать в первый брак, а тем более во второй. Советуя нам последовать своему примеру, он ясно обозначает, чего от нас требует и от чего должны мы отречься по его желанию. Чего он не хочет, того он не дозволяет ни волей, ни помышлением; если бы хотел, то дал бы на то не дозволение, а повеление. Далее говорит он, что жена после смерти мужа свободна выходить замуж за кого хочет, только в Господе. Но счастливее она будет, если останется одинокой, как я советую, а думаю, что и во мне есть от Духа Божьего (39 сл.). Здесь представляются два различных мнен

Читать полностью


  • 0


Электронная Библиотека vtabakerke.ru. Уважаемый посетитель, добавление комментариев доступно любым пользователям, они будут опубликованы после проверки.

Наши читатели интересовались так же этими книгами:

    Статьи
    ПИРАТЫ VS МУЗЫКАНТЫ
    ПИРАТЫ VS МУЗЫКАНТЫ ПИРАТЫ VS МУЗЫКАНТЫ К певцу, выпустившему свой очередной компакт-диск, подбегает поклонник и с радостью в глазах говорит: — Я так рад вас видеть, вы знаете, я недавно себе купил ваш диск. Легальный! На что певец грустно отвечает: — А, так это были вы… Реалии нашего шоу-бизнеса Разумеется, они выглядят не так устрашающе, как их коллеги, берущие на абордаж судна в открытом море. Их работа не угрожает ничьей жизни и…

    Статьи
    «РОДСТВЕННИКИ»
    «РОДСТВЕННИКИ» «РОДСТВЕННИКИ» — Твоя фамилия Капур? — Да. — И моя тоже! Здравствуй, брат!!! Классика индийского кино Пресловутый «испорченный телефон», совпадение фамилий и какие-то намеки на внешнее сходство — вот три главные причины возникновения бесконечных заблуждений о родственных связях между знаменитостями. Так, на основе домыслов, возникают несуществующие семьи, просто коллеги становятся братьями-близнецами, а люди, которые в…

    Статьи
    КИНОПЕРЕВОД
    КИНОПЕРЕВОД КИНОПЕРЕВОД Эпизод из голливудского фильма: «Fuck you! Fuck you!» — неистовствует американская актриса. «Казел! Казел!» — декламирует четким поставленным голосом дублер. Шедевр современного кинодубляжа Всего несколько лет назад западная — и в первую очередь голливудская — кинопродукция стала проникать к нам не только в виде пиратских видеокассет, но и в форме лицензионного товара. Теперь у нас есть возможность…

    Статьи
    ИНТЕРНЕТ
    ИНТЕРНЕТ ИНТЕРНЕТ — Вчера ходил в Интернет. — Ну и как? — Ничего не нашел… Маленькая трагедия Всемирная сеть как сравнительно новое, заметное и не поддающееся описанию явление современной жизни просто обречена на то, чтобы вокруг нее плодились заблуждения. Разумеется, некоторые из них напрямую связаны с «виртуальной жизнедеятельностью» знаменитостей от шоу-бизнеса, играющих далеко не последние роли в информационных бурях,…

    Статьи
    КОМИКСЫ — ДЕТЯМ
    КОМИКСЫ — ДЕТЯМ КОМИКСЫ — ДЕТЯМ И встану я во весь мой рост невероятный, И я скажу в своей речи ответной: «Спасибо всем, мне было очень приятно. Все дело в том, что я… Никто не знал, а я… На самом деле я — Бэтмен». «Несчастный случай» «Без названия» Давайте говорить начистоту, положа руку на сердце. Комиксы остаются для большинства из нас какой — то заморской чушью, буржуазной американской забавой, которой «они» потчуют…


 

Библиотека книг онлайн книги электронная библиотека
 

Добавление комментария

онлайн библиотека библиотека читать онлайн
литература
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

интернет библиотека электронные книги мобильные книги
 
электронные учебники онлайн книги новинки книг

интернет библиотека
электронные книги
Алфавитный каталог
онлайн книги
электронные учебники

Книги

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | X | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Авторы

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | X | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
 

мобильные книги
электронные книги
Облако тэгов
интернет библиотека
литература читать онлайн
библиотека
Популярные книги
онлайн библиотека
ШКАТУЛКА ЦАРИЦЫ КЛЕОПАТРЫ
Для лиц старше 16 лет В одну многодетную семью попадает древний магический предмет, за которым уже много лет ведётся охота. А в другой семье…

Я – ТВОЯ ЖЕНЩИНА!
Роман «Я – твоя женщина!» был написан Юлией Руденко в Краснодаре и Москве в 2004 – 2008 гг. В нем повествуется о судьбах современных военных,…

Смертный
Самый, казалось бы, простой охотник за нечистью – Кирилл Котов – спасает от утопленника девочку из обеспеченной семьи. И старшая сестра спасённой –…

Бермудские лётчики
Сладкая природа тропиков ждёт вас! Яркая синева океана, мягкий песок под пальмами, приятная красота девушек и юношей (обитателей секретной…

Талисман удачи
ISBN 978-5-904013-5 История жизни Золотого человека находит свое неожиданное продолжение, когда сто лет спустя несколько отчаянных праправнуков…

электронная библиотека книги
Библиотека книг онлайн
Полезное
новинки книг
онлайн книги электронные учебники
мобильные книги
Полезное
электронные книги
интернет библиотека

литература
читать онлайн
Полезное
библиотека
библиотека

Бизнес в сети
Немного о Форекс
Статьи на различные темы
Легкий способ бросить курить
Как читать книги

онлайн библиотека
электронная библиотека
Посетители
книги
Библиотека книг онлайн
Rambler's Top100 новинки книг ????????? ?? ? ???
онлайн книги
электронные учебники
мобильные книги
электронные книги
интернет библиотека
мобильные книги
литература
 
Книжная полка Букиниста © 2009 - 2012
читать онлайн
библиотека Главная     |     Регистрация     |     Мобильная версия сайта     |     Обратная связь     |     Карта сайта    |     RSS 2.0 онлайн библиотека
электронная библиотека книги Библиотека книг онлайн